Перед тем, как рассмотреть некоторые приемы эквализации, нужно разобраться, на какие участки подразделяется диапазон слышимых частот, и как каждый из них воздействует на наш слух. Весь аудиодиапазон можно разделить на шесть четких частотных полос, каждая из которых очень сильно влияет на общее звучание записи.
Суббасс - очень низкие басы в диапазоне от 16 до 60 Герц. Это звуки, которые скорее чувствуешь, чем слышишь - как гром вдали. Они придают музыке мощь, даже если встречаются нечасто. Слишком большой подъем в этой области - и музыка будет звучать грязно.
Басс - в диапазоне от 60 до 250 герц лежат основные ноты ритм-секции. Эквализация в этой области может изменить баланс - будет звучать жирно или тонко. Слишком большой подъем - и музыка будет звучать гулко, бубняще.
Нижняя середина - диапазон средних частот между 250 и 2000 герц. В этой области лежат низкие гармоники большинства музыкальных инструментов. Если поднять слишком сильно, то звучание может приобрести "телефонный" характер. Если сильно поднять полосу частот от 500 до 1000 Гц, то звучание инструментов будет напоминать медные духовые, а если слишком под нять октаву 1000 2000 Гц, звучание станет "жестяным". Чрезмерная громкость этой частотной полосы утомляет слух.
Верхняя середина - верхняя половина среднечастотного диапазона. Если слишком поднять эту полосу, замаскируются звуки, важные для понимания речи. Речь станет шепелявой, фонемы, формируемые с помощью губ, станут неразличимы. Излишний подъем этой частотной полосы, особенно 3 кГц, утомляет слух. В случаях, когда вокал погребен под инструментами, нужно попробовать прибрать 3 кГц у инструментов, а у вокала - добавить. Так можно показать вокал, не убирая громкость инструментов.
Присутствие - диапазон от 4 до 6 кГц. Он "отвечает" за чистоту и определенность звучания голоса и инструментов. При подьеме этого участка частотного диапазона музыка кажется "ближе" к слушателю. Убавление 5 кГц делает звучание более удаленным и прозрачным.
Бриллианс (блеск) - от 6 до 16 кГц. Управляет блеском и прозрачностью звука. Слишком большой подьем этой области частот может преувеличить шипящие фонемы у певцов.
Диапазон - Суббас
Описание - 16-60 Гц
Эффект - Ощущение мощи;чувствуется больше, чем слышится. Слишком большой подъем дает грязь
Диапазон - Басс
Описание - 60-250 Гц
Эффект - Основные ноты ритм-секции; делает музыку "жирной" или "тонкой". Слишком большой подъем делает звучание гулким
Диапазон - Низкая середина
Описание - 250-2000 Гц
Эффект - Здесь лежат нижние гармоники большинства инструментов. Подъем 500-1000 Гц дает "медное духовое" звучание, 1-2 кГц - "жестяное"
Диапазон - Высокая середина
Описание - 2 кГц - 4 кГц
Эффект - Распознавание звуков речи, таких, как "м", "б", "в". Слишком громко - утомляет слух
Диапазон - Присутствие
Описание - 4 кГц 6 кГц
Эффект - Чистота и определенность звучания голосов и инструментов. Подъем - музыка становится "ближе"
Диапазон - Бриллианс
Описание - 6 кГц - 16 кГц
Эффект - Управляет блеском и ясностью. Слишком большой подъем - шепелявость звучания речи.
Для тех, кому легче представить спектр частот октавными приращениями - как на графическом эквалайзере - вот октавный вариант той же таблицы.
31Гц Низкий гул, "сундук"
63 Гц Низы, фундамент
125 Гц Гул, глухие удары, "теплота" звучания
250 Гц Полнота или грязь
500 Гц Клаксон
1 кГц Шлепок
2 кГц Хруст, треск
4 кГц Острота
8 KГц Шипяшие, определенность, "Ой!î
16 кГц "Воздух" (пространство?)
Золотые правила
1. Начните с "плоского" эквалайзера. Ручкой управления низкими вырежьте BCE низы. Оставшейся частью эквалайзера настройте верхние средние так, чтобы звук стал "тол стый", "густой" и вместе с тем, отчетливый. "Округлите" его. За счет низкой середины придайте ему "тело". Медленно поднимайте низы на такой уровень, чтобы почувствовалось движение воздуха, но в звуке не появилась грязь.
2. Для определенности звучания добавьте высоких.
Чем меньше инструментов в миксе, тем громче каждый из них должен звучать. Чем больше инструментов, тем меньше делаются их уровни. Чтобы все элементы микса лучше подходили друг к другу, выравнивайте их, манипулируя частотами, так, чтобы у каждого инструмента была своя частотная полоса. Начните с ритмсекции (бас и барабаны). Бас вместе с барабанами -особенно с бочкой и рабочим - должен звучать ясно и отчетливо
3. Нужно ясно слышать каждый инструмент. Лучший способ этого добиться - сделать, чтобы каждый инструмент находился в своей частотной полосе. После подстраивания частот инструмент вне микса может звучать ужасно. Не обращайте внимания. Главное, чтобы все вместе звучало хорошо.
|